Программа дополнительного образования подготовка детей к школе

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Колчеданский детский сад №1»
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом МКДОУ
«Колчеданский детский сад №1»
«___»__________2023г.
Протокол №______
«____»___________________2023г.

Программа дополнительного образования
совместной деятельности педагога с детьми 5-7лет
по подготовке к школе
Срок реализации программы 1 (один) год

Составитель:
воспитатель, педагог дополнительного образования
МКДОУ «Колчеданский детский сад № 1»
Возчикова Алена Леонидовна

с. Колчедан 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

1.1.1.

Цель и задачи программы

1.1.2.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Программы

1.1.3.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы

1.1.4.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

1.1.5.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей Программы, формы и режим занятий

1.1.6.

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание программы

2.2.

Перспективное планирование по развитию моторики, творческих способностей, подготовки руки
к письму

2.3.

Перспективное планирование по введению в математику
(5-6 лет)

2.4.

Перспективное планирование по введению в математику
(6-7 лет)

2.5.

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром (5-7 лет)

2.6.

Перспективное планирование по развитию речи и подготовка к обучению грамоте

2.7.

Перспективное планирование по развитие речи и подготовка к обучению грамоте

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-техническое оснащение

3.2.

Методическое обеспечение и литература

3.3.

Краткое содержание программы

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе законов:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
– Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
– Распоряжением Правительства от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей»
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (раздел «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
– Устав Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
«Колчеданский детский сад №1»
Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы
жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых,
продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в
основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения
начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
 Цель и задачи Программы

Цель программы:

— подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и
коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка
— преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей
каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной
школы.

Задачи программы:

1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов
и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания,
наблюдательности, организованности.
2. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного
внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и
координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
3. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг
другу помощь.

Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:

1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению
грамоте.
4. Развитие умственных способностей.

5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать
учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
1.1.2. Новизна, актуальность педагогическая целесообразность Программы

Новизна программы: Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к
обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной
информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие
как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего
обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным. Учебная деятельность
предъявляет высокие требования к психике ребенка – мышлению, восприятию, вниманию,
памяти.
Актуальность программы: Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно
включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы
условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась
необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к
школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно
овладеть школьной программой и продолжить обучение.

1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы
Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития.
«Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал,
что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского
развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у
ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы». Именно на
этот аспект направлена программа.
1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить
свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах
деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем
другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией
ролевого поведения.
Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой
«центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в
игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии
игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного
рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут
быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и
воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки

представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные
отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными
изменениями. Изображение человека становится более детализированным и
пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного
конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала.
Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять
основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может
осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование
в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в
несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.
Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к
художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до
целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к
природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того
чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные
цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников.
Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или
убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при
анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием
формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных
ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно
если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом
противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования
объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут
применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить
схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного
моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе
признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии
преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений):
представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов
результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.
Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой
словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют
представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут
изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения
классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать
два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных
психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать
адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы
их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные
и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться
лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. 10 Продолжает
совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно
воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при
чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется
грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно
занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать
по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой
деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием
изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в
конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных
способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов;
развитие
мышления
сопровождается
освоением
мыслительных
средств
(схематизированные представления, комплексные представления, представления о
цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление,
воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают
осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные
ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые
действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда
открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько
центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети
способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое
поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто
как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли
акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта
роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует
пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления
новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом
роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным
участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми
в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики
охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют
женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты:
мама и дочка, комната и т. д, Изображение человека становится еще более
детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос,
брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественнотворческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе
группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они
свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не
только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и
определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.
Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их
строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и
правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе
последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который
понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности
постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги
и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид
деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных
представлений. Усложняется конструирование из природного материала.
Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу,
которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно
учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений
затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец,
на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило,
дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков
друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной
степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться
воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в
этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными
влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности
детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся
словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают
активно
употреблять
обобщающие
существительные,
синонимы,
антонимы,
прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников
развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации,
формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает
высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в
дальнейшем успешно учиться в школе.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей Программы, формы и режим
занятий
Программа рассчитана на один учебный год.
Она предназначена для воспитанников:
– подготовительной группы от 5 до 7 лет.
Периодичность занятий –2 раза в неделю (вторник, четверг) во вторую половину дня –
подготовительная группа.
Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии
с СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Продолжительность одного занятия:
– подготовительная группа – 30 минут.
Форма организации занятий: групповая.
Общее количество: 70 занятий – подготовительная группа.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Группа

Количество
детей в группе

Количество
занятий
в
неделю

Количество
занятий в
год

Продолжительность
одного занятия

Подготовительная

21

2

70

30 минут

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Вторник, четверг – вторая половина дня.
Принципы построения содержания подготовки к обучению:
– учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
– систематичность и последовательность;
– вариантность и вариативность;
– доступность и достаточность;
– наглядность;
– достоверность;
– комплексность;
– разнообразие игровых и творческих заданий;
-многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая,
художественно-речевая, театрализованная).
Форма и методы обучения
Форма реализации учебно-познавательного процесса – урок. Продолжительность урока – 1
академический час (30 минут)
Режим занятий – 2 раз в неделю.
Форма работы: групповая. Состав группы – 21 человек.
Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, проблемные, уроки с
использованием ИКТ.
 Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и
самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному
обучению.
Метапредметные результаты

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез
как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием,
выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и
различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный
выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение
заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать
оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты
Ребенок научится:
-различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
-определять место звука в слове и соотносить их с буквами;
-знать буквы русского алфавита;
-понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»,«слог», «предложение»;
-писать слова, предложения условными обозначениями;
-внимательно слушать литературные произведения;
-называть персонажей,
-основные события;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию,
-делать элементарные выводы;
-пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
-составлять элементарный рассказ по серии картинок;
-обсуждать нравственные стороны поступков людей;
-участвовать в коллективных разговорах;
-использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
-различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по
размеру;
-считать;
-определять количество предметов в пределах 10,
-соотносить количество с цифрами;
-ориентироваться в пространстве;
-ориентироваться в тетради в клетку, в линейку;
-выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

-использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание,
скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться: устанавливать речевые контакты с взрослыми и
детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу,
извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном).

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1 Содержание программы
Программа рассчитана на 8 месяцев, с октября по май. Каждая встреча занимает 30 минут
,5 минут перерыв, 2 раза в неделю. Предусмотренные программой занятия состоят из
нескольких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательной,
творческой, двигательной.

№

Наименование курса

Количество занятий
в неделю

1

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

0,5

2

Введение в математику.

0,5

3

Развитие моторики и творческих
способностей. Подготовка руки к письму

0,5

4

Ознакомление с окружающим миром.

0,5

2.2.Перспективное планирование по развитию моторики, творческих способностей,
подготовки руки к письму
№

Тема

кол-во занятий

1.

Техника
безопасности
при
работе
с
инструментами. Учимся правильно держать
карандаш и альбом, посадка при письме.

1

2.

Рисуем несуществующих животных.

1

3.

Графомоторика (Набор «Пертра»).

2

4.

Прописывание элементов букв. Штриховка.

1

6.

Лепка «Волшебный песок».

2

7.

Прописывание элементов
«Овощи и фрукты».

букв.

Штриховка
1

8.

Прописывание
«Транспорт».

элементов

9.

Прописывание узоров.

2

15.

Мандалотерапия (Создаем мандалу).

2

11.

«Дорисуй
диктант.

12.

Конструирование (набор «Пертра»).

2

13.

Коллективная работа: Фотоколлаж «Здравствуй
школа!»

1

узор».

букв.

Штриховка
1

Штриховка.

Графический
2

Всего занятий:

18

Перспективное планирование по введению в математику
(5-6 лет)



№

Тема

Кол-во
занятий

1.

Выявление подготовленности к обучению математике.
Счет предметов на основе наглядности до 10 прямой и
обратный.
Игра «Сосчитай-ка» Знакомство с клеточкой.

1

2.

Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов
до 10 и обратно. Знакомство с геометрическими
фигурами: треугольник, прямоугольник, круг

2

3.

Пространственные и временные отношения «налево»,
«направо», «вверх», «вниз», «за», «под», «над», «около»,
«раньше», «позже».

2

4.

Закрепление изученного. Логические задачки.

2

Всего занятий:

7

Перспективное планирование по введению в математику
(6-7 лет)



№

Тема

Кол-во
занятий

1.

Выявление подготовленности к обучению математике.
Счет предметов на основе наглядности до 20 прямой и
обратный.
Игра «Сосчитай-ка» Знакомство с клеточкой.

1

2.

Сравнение
предметов

3

предметов по цвету,
до 20 и обратно.

размеру. Счет
Знакомство с

геометрическими
фигурами:
треугольник,
прямоугольник, круг, ромб, овал, трапеция.

3.

Пространственные и временные отношения «налево»,
«направо», «вверх», «вниз», «за», «под», «над»,
«около», «раньше», «позже».

3

15.

Знакомство с математическим знаком «-» (минус).

1

16.

Знакомство с математическим знаком «+» (плюс).

1

17.

Знакомство с математическим знаком «=» (равно).
Решение примеров.

2

14.

Повторение изученного.

2

16.

Закрепление изученного. Логические задачки.

2

Всего занятий:


Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром (5-7 лет)
№

Тема

Кол-во занятий

1.

«Это Я». «Моя семья».

1

2.

«Профессии».

1

3.

«Дни недели». «Времена года».

1

5.

«Моя малая родина».

1

6.

«Здравствуй, школа!»

1

Всего занятий:


15

6

Перспективное планирование по развитию речи и подготовка к обучению грамоте (5-6
лет)
№

Тема

Кол-во занятий

1.

Пересказ сказки «Лиса и рак»;
Каркушина школа (буквы А, О, У, Э, Ы, И, Е, Ё, Ю, Я).

1

2.

Рассказывание из личного опыта «Наши игрушки»;
Каркушина школа (буквы С, К, М, П, Х, Л), игры с буквами.

1

3.

Каркушина школа (буквы Н, Д, Т, Б, В), игры с буквами.

1

4.

Рассказывание по картинке;
Каркушина школа (буквы Ж, З, Ц, Г, Р), игры с буквами.

1

5.

Каркушина школа (буквы Ч, Ш, Щ, Ф, Ъ, Ь ), игры с буквами.
Слоги и слова.

1

6.

Рассказывание по картине «Зайцы»;
Предложение. Количество слов в предложении;

1

7.

Буквы и слоги. Закрепление пройденного материала.
Письменные упражнения.

1

8.

Закрепление произношения звуков по картинкам;
Речевое упражнение: «Назови одним словом»;

1

Игры «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово».
Письменные упражнения.
Потешки и скороговорки на отработку согласных звуков;
Письменные упражнения.
Всего занятий:


8

Перспективное планирование по развитие речи и подготовка к обучению грамоте (6-7
лет)

№

Тема

Кол-во занятий

1.

Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел»;
Речевое упражнение: «Что такое звук, слово, предложение?»;
Слог. Деление слов на слоги.

1

2.

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре
рассказывание на основе личного опыта;
Речевое упражнение: «Найди звук»;
Понятие буквы и звука.

1

3.

Рассказывание по картинке;
Речевое упражнение: «Картина-корзина»;
Гласные звуки. Чтение слогов и слов с изученными буквами.
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег»;

1

4.

Твердые и мягкие согласные. Чтение слогов и слов с
изученными буквами.
Звонкие и глухие согласные.
Составление слогов с
изученными буквами.
Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

5.

Составление связного рассказа «Если бы я был
художником…»;
Речевое упражнение: «На выставке»;
Парные согласные. Чтение слогов и слов с изученными
буквами.

1

6.

Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»
в ситуации письменной речи;
Речевое упражнение: «Кто внимательнее»;
Гласная буква «Ё». Чтение слогов и слов с изученными
буквами. Письменные упражнения.

1

7.

Составление описательных рассказов по пейзажным
картинкам;
Потешки и скороговорки на отработку согласных звуков;
Игры «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово».
Письменные упражнения.

1

Всего занятий:

желания»,

7

Также в программу включены задания на развитие познавательных процессов: внимания,
памяти, мышления, логики, воображения и подготовки руки к письму.
 Организационный раздел

3.1. Материально-техническое оснащение









учебно-тематическое планирование;
рабочие тетради;
прописи;
наглядные пособия;
счетный материал
ИКТ
Мультимедийные презентации.

3.2. Методическое обеспечение и литература
1.

«Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к
школьному обучению» Т.В. Ананьева;
2. «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина;
3. «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина;
4. Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропятова;
5. «Работа с родителями, практические рекомендации» Е.В. Шитова;
6. «Комплексная программа подготовки детей к школе АБВГДейка» Т.В. Калинина;
7. «Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина;
8. «Развитие речи детей 6-7 лет» О.С. Ушакова, Е.М. Струнина;
9. «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И.
Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина;
10. Рабочие тетради С.Е. Гаврина: «Логика», «Развиваем память», «Развиваем
воображение», «Игры и упражнения на внимание и мышление», «Примеры и задачи»,
«Буквы и Слоги», «Готовим руку к письму».
 Краткое содержание программы

Наименование
программы

Нормативные
документы

Программа образовательных услуг дополнительного образования по
подготовке к школе
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
– Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»,
– Распоряжением Правительства от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(раздел «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
– Устав МКДОУ «Колчеданский детский сад №1»
Целевая
группа

Воспитанники 5-7 лет

Срок
реализации
программы
1 год

Направленнос
ть
программы

Настоящая дополнительная программа предназначена для развития:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по
математике и обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение
общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.

Цель программы:
— подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности,
развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей
ребенка
— преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых
возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно
усвоить
программу
начальной
школы.

Задачи программы:

Цель, задачи
программы

Ожидаемые
результаты

1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных
интересов
и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого
внимания, наблюдательности, организованности.
2. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления,
произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения,
мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в
пространстве и во времени.
3. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления
оказывать друг другу помощь.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Яконцепции и самооценки при подготовке к обучению в школе,
положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты

Познавательные

УУД: знаково-символическое моделирование и
преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей,
в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих
элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный
выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному
правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и
исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей
деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого
и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и
невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение
к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на
партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты
Ребенок научится:
-различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
-определять место звука в слове и соотносить их с буквами;
-знать буквы русского алфавита;
-понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», «слог»,
«предложение»;
-писать слова, предложения условными обозначениями;
-внимательно слушать литературные произведения;
-называть персонажей,
-основные события;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию,
делать элементарные выводы;
-пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
-составлять элементарный рассказ по серии картинок;
-обсуждать нравственные стороны поступков людей;
-участвовать в коллективных разговорах;
-использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
-различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат),
по цвету, по размеру;
-считать;
-определять количество предметов в пределах 10,
-соотносить количество с цифрами;
-ориентироваться в пространстве;
-ориентироваться в тетради в клетку, в линейку;
-выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
-использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание,
загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться: устанавливать речевые контакты
с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо

выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным
дружелюбным тоном).
–


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».