16.01.2024
Тест на
гиперактивность
Похоже на
детскую игру из серии
"Найди 5 отличий"…
Итак, Активный ребенок
Ø
Гиперактивность
Согласитесь:
спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: «Ой, что это
с ним не так?» Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по
головам своих ошалевших родителей?
И где граница между нормой и «перебором»?
Активный ребенок — это
хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по
диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей,
которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики
ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает,
крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит — и все это
почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный
смысл старой доброй присказки: «Какой же ты хороший, когда спишь!»
Но если это так естественно,
почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и
норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница
между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.
Тест
на гиперактивность.
Похоже на
детскую игру из серии «Найди 5 отличий»…
Активный ребенок:
— Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры
пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать — может и книжку с
мамой почитать, и тот же пазл собрать.
— Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
— Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) -скорее
исключение.
— Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но
спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.
— Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать
«коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
— Он находится в постоянном движении и просто не может себя
контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а
выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
— Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает
миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
— Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него
часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные
аллергии не редкость.
— Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и
ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет
себя одинаково активно.
— Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется,
кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Откуда
ноги растут?
Главное отличие
гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта
характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и
нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в
результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов,
малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая,
что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего,
неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей
сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска,
обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все
«недоразумения» (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли
до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.
Спокойствие, только спокойствие!
Что нужно сделать, чтобы малыш
избавился от «излишков» активности? Создать ему определенные условия жизни.
Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с
обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на
славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами — очень эмоциональны и
неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать
работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно
поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по
ходу дела». Скажите себе: «Четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать
более организованными.
А также воспользуйся такими советами:
— Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать,
наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь
только одного — снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный»
и не может угодить маме с папой.
— Научить ребенка управлять собой — ваша первоочередная задача. Контролировать
свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные эмоции есть у каждого, в
том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: «Хочешь бить — бей, но
не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно бить палкой по земле,
бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто
необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
— В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной
мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать
вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в
различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к
разумному минимуму.
— Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело
до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно
распределять силы.
— Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным
количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным
скоплением людей (магазинов, рынков и пр).
— В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом
предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по
своим природным способностям просто не может соответствовать, а также
чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее
требовательными, постараться снизить нагрузку.
— «Движение — это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной
повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка
поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
— Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую
травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое
отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с
учителем или родителями.
— Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в
котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу
больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании:
поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и
свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть — не
заставляйте его!
— Подготовьте своему непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта для
него — просто панацея.
— Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если
вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним
(«Тебе интересно это, давай посмотрим…»), но после удовлетворения интереса
постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до
конца.
— Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения
внутренней гармонии — это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы
релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия,
сказкотерапия или, может, медитация.
— И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его
любите.